Психологи советуют

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Кирюшкино

         МР Федоровский район Республики Башкортостан

 

Психологи советуют

 

Советы психолога.

 

Психологическая поддержка ребенка.

 

Психологическая поддержка- один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование. Психологическая поддержка — это процесс,

в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки; который помогает ребенку поверить в себя и свои способности; который помогает ребенку избежать ошибок; который поддерживает ребенка при неудачах.

 

Для того чтобы научиться поддерживать ребенка, педагогам и родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

 

Поддерживать ребенка — значит верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

 

Подчеркнем еще раз: взрослый, стремящийся поддержать ребенка, не только рассматривает события (поступок) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка стороны. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя.

 

Для того чтобы поддержать ребенка, родители и педагоги сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности.

 

Взрослому необходимо понимать роль психологической поддержки в процессе воспитания и знать, что, оказывая ее, он, сам того не ведая, может разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: “Ты мог бы и не пачкаться!”, “Ты мог бы быть поосторожнее!”, “Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!”, “Ты должен был смотреть, когда это делал я!” Как правило, негативные замечания родителей не имеют действия. Постоянные упреки типа “Ты мог бы сделать это лучше” приводят ребенка к выводу: ” Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу заслужить одобрения. Я сдаюсь”.

 

Взрослые должны научиться, помогая ребенку, учитывать, какие силы в школе, семье, в более широком окружении ребенка способны привести его к разочарованию в самом себе. По мнению многих психологов, такого рода факторами могут быть:

 

— завышенные требования родителей;

 

— соперничество братьев и сестер (сиблингов);

 

— чрезмерные амбиции ребенка.

 

Существуют ложные способы, так называемые ловушки поддержки ребенка: гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества с братом (сестрой),со сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

 

Еще раз повторим: подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку: “Хотя я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность”. Если ребенку не удается вести себя так, как хотелось бы, именно педагог должен помочь ему понять, почему так происходит. Важно, чтобы ребенок осознал, что причиной его неудачи может быть отсутствие готовности или способности вести себя соответствующим образом. Необходимо показать ребенку, что неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение тона, жестов, выражения лица, глаз и т.д.

 

Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие Я - концепции и чувство адекватности ребенка. В течение дня взрослые имеют немало возможностей для создания у ребенка чувства собственной полезности и адекватности. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку ваше удовлетворение от его достижений и усилий. Другой путь — научить ребенка справляться с различными задачами. Этого можно достичь, создав у ребенка установку: “ты можешь это сделать”.

 

Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет, как уже отмечалось, вера родителей и педагогов в ребенка. Родитель должен показать ребенку, что тот является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы; педагог — что ребенок пользуется уважением в классе.

 

Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от взрослого некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит. Например, на педагогическом совете учитель может предложить специально создать такую ситуацию, которая поможет развитию у ученика чувства адекватности и самоценности. Он может помочь школьнику выбрать те задания, с которыми он, с точки зрения учителя, способен справиться, а затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех классу и родителям. Успех порождает новый успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у взрослого.

 

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

 

1.Опираться на сильные стороны ребенк..

 

2.Избегать подчеркивания промахов ребенка.

 

3.Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

 

4.Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

 

5.Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться..

6.Проводить больше времени с ребенком.

 

7.Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

 

8.Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

 

9.Уметь взаимодействовать с ребенком.

 

10.Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

 

11.Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

 

12.Принимать индивидуальность ребенка.

 

13.Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

 

14.Демонстрировать оптимизм.

 

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

 

Слова поддержки:

 

— Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо.

 

— У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать…

 

— Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

 

Слова, вызывающие разочарование:

 

— Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

 

— Ты мог бы сделать это намного лучше.

 

— Эту идею ты никогда не сможешь реализовать.

 

— Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

 

Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответствует ожиданиям взрослых.

 

Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка, в отличие от похвалы, может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.

 

Когда вы выражаете удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки достичь успеха. Он получает удовольствие от себя.

 

Поддерживать можно посредством • отдельных слов (“красиво”, “аккуратно”, “прекрасно”, “здорово”, “вперед”, “продолжай”); высказываний (“Я горжусь тобой”, “Мне нравится, как ты работаешь”, “Это действительно прогресс”, “Я рад твоей помощи”, “Спасибо”, “Все идет прекрасно”, “Хорошо, благодарю тебя”, “Я рад, что ты в этом участвовал”, “Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал”);

прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, мягко приподнять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, слегка обнять его);

совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, мягко вести его, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним);

выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Дата последнего обновления страницы 27.11.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»